Группа поддержки для родителей имеющих детей с ОВЗ

Примерная программа занятий группы поддержки для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

     Программа занятий составляется специалистами ДОУ на основе выявленных во время собеседований, анкетирования индивидуальных потребностей и особенностей родителей. В зависимости от этого одни темы приобретают большее значение, другие - меньшее, подбираются наиболее приемлемые методы и упражнения для отреагирования эмоций и оказания ресурсной поддержки родителям. Планирование происходит по такой структуре.

1. Приветствие участников и первый "эмоциональный круг", когда участники рассказывают о том, с какими чувствами, мыслями, пожеланиями по работе группы они пришли. Возможно, у кого-то из участников возникла острая проблема, и ему необходима помощь группы, чтобы в ней разобраться. В таком случае группа работает в режиме "скорой помощи", фокусируясь на данной проблеме. Если участники готовы работать над первоначально заявленной темой занятия, ведущий приступает к основной части занятия.

2. "Разминка" - короткая игра или упражнение, позволяющее участникам снять напряжение, расслабиться, настроиться на групповую работу.

3. Основная часть. Ведущий делает в доступной для родителей форме краткое теоретическое вступление по теме занятия. Затем он предлагает группе поучаствовать в дискуссии, беседе, обсуждении индивидуальных историй, психотехнических упражнениях и играх, направленных на проработку темы (формы групповой работы подбирает ведущий). После каждого вида групповой работы участники обсуждают опыт, который приобрели в процессе игры или упражнения, чувства, которые испытывали, мысли, которые возникли, навыки, которые хотелось бы перенести в повседневную жизнь.

4. Заключительная часть, когда участники говорят о том, что полезного и важного было для них на занятии, что не понравилось, высказывают свои пожелания на будущее.

5. Домашнее задание для родителей (если это предусмотрено темой занятия).

На занятиях по запросам родителей специалисты работают по следующими темами:

- "О важности понимания и принятия чувств ребенка";

- "Поощрения и наказания";

- "О чем говорят детские истерики";

- "О предоставлении ребенку самостоятельности и свободы выбора";

- "Права родителя и ребенка";

- "Манипулятивное поведение";

- "Построение перспективы на будущее";

- "Семья ребенка с ОВЗ и общество: детский сад, школа, медицинское учреждение, общественные места";

- "Подростковые и юношеские проблемы детей";

- "Супружеские разногласия";

- "О снятии напряжения и уменьшении стресса у родителей".